На сайте COMNEWS опубликована статья генерального директора ЗАО «Синтерра Медиа» Крылова В.А. «Smartcasting объединяет».
В интересное время мы живем с вами, коллеги. Цифровая трансформация экономики обещает нашему сообществу немало сюрпризов: одна только цифровизация телевещания привела к кардинальной перестройке системы телевизионного производства и распространения.
Традиционная технологическая система распределения сигналов телеканалов и контента для их производства общепринято разделялась на две основные компоненты. Первая называлась contribution для обозначения видеопотоков между точками формирования контента и вещателями, а также между самими вещателями. Вторая компонента — distribution обозначала подсистему распределения телеканалов до конечных зрителей. Стандартные для отрасли технические параметры видеопотоков в этих двух компонентах кардинально различались. В результате технические параметры телеканалов по пути от места формирования до зрителя постепенно деградировали, снижаясь с уровня исходного качества в contribution из-за прохождения, как правило, по нескольким distribution-сетям.
Благодаря развитию цифровых мультиплексов в рамках ФЦП в отрасли постепенно сложилось общее понимание приемлемого качества телеканала у конечного зрителя. Как следствие, требования к качеству distribution-сетей и техническим профилям заметно повысились. Стандарт уровня distribution даже оказывался приемлемым для ряда малобюджетных телепроектов.
Работая над проектом в рамках недавнего Чемпионата мира по футболу, благодаря проводимым трансляциям событий мы смогли попрактиковаться с признанными на международном уровне параметрами качества компоненты contribution. Теперь можем ответственно судить о существенном повышении требований международных вещателей к качеству contribution, ведь наши специалисты реализовывали техническую составляющую всех вещательных contribution-сетей для организаторов чемпионата. С точки зрения distribution,стоит выделить приуроченный к мундиалю проект Первого канала с прямыми трансляциями в формате ультравысокой четкости UHD-TV для OTT приложений Первого канала и для ряда отечественных IPTV-операторов. Этот проект поднял планку качества распределения сигналов конечным зрителям и тем самым установил новый технический уровень компоненты distribution. Для конечных зрителей главным и самым заметным следствием технического прогресса в компонентах «телевизионной кухни» стала возможность применять системы только уровня distribution при формировании технически качественного телевизионного продукта.
Другим заметным явлением на нашем медиарынке стало развитие служб интерактивного взаимодействия вещателей со зрителями — и через гибридные системы HBB-TV, и в ОТТ вещании. Они коренным образом меняют подходы к формированию контента и его распространению. Поскольку современный зритель уже иначе смотрит на медиасервисы и по-другому выстраивает свое поведение в стремительно растущем медиапространстве. Смарт-устройства воспроизведения видео, к которым относятся и SmartTV (ConnectedTV), открыли новый этап интерактивного медиапотребления.
На рынке все больше становится заметной новая интерактивная вещательная система, дополняющая традиционное телевещание, — Broadcasting. Так называемое умное вещание — Smartcasting — ломает традиционное понимание компонент телевизионного производства и распределения. Выделяющими Smartcasting на фоне Broadcasting направлениями развития в будущем станет существенный вклад в формирование и распределение контента пользовательских данных (Big Data) — своего рода «сырья и топлива» цифровой экономики. Вещатели все активнее станут интерактивно взаимодействовать со зрителями на базе ОТТ-технологий. За счет чего удастся вовлечь в Smartcasting «не смотрящую телевизор» зрительскую аудиторию, включая геймеров, блогеров, пользователей социальных медиа, несистемных рекламодателей.
Развитие коснется и сферы медиаизмерений, пассивных и активных действий участников Smartcasting (например, запросов, показов, просмотров, опросов, переходов), где свою роль сыграет внедрение систем учета активностей с применением распределенных реестров (блокчейн-технологий). Вещатели смогут мотивировать участников процесса за счет «полезного продолжения» активностей в Smartcasting — например, таргетированного продвижения сервисов или продукции участников, бонусных транзакций, зачета активности при получении доступа к контенту и сервисам.
В целом я бы отметил, что смысловая составляющая традиционных contribution—distribution-компонент будет расширена, что поспособствует появлению новых технологических компонент производства и распределения контента. Ведь Smartcasting — это новые вызовы и возможности для всех участников медиарынка, открывающие беспрецедентный выбор новых рыночных возможностей. Мы, кстати, активно экспериментируем вместе с партнерами — вещателями и операторами в создании элементов Smartcasting. Например, начали предоставлять IP/OTT-операторам видеоконтент и пакеты телеканалов в премиальных профилях distribution, сформированных на основе исходных видеоматериалов и contribution-потоков. Профили адаптированы для распространения в ОТТ и отвечают условиям вещателей по доступности контента для зрителей в различных средах распространения. Мы также создаем ОТТ-приложения, работающие на рынке под торговыми марками наших партнеров в основных современных операционных системах и платформах.